Обзор Age of Wonders 4. Дико залипательная 4X-стратегия с драконами, магией и вылетами на рабочий стол

Обзор Age of Wonders 4

Обзор Age of Wonders 4

Несмотря на воспитанную с младых лет творениями дедушки Сида Мейера любовь к 4X-стратегиям и тысячи наигранных часов в бесчисленных клонах «Цивы», видную в жанре серию Age of Wonders я как-то всегда умудрялся обходить стороной. И даже до какого-то момента — стыдно вспомнить! — почему-то был уверен, что это какой-то спин-офф Age of Empires и, скорее всего, стратегия в реальном времени. Наверстать упущенное получилось лишь к четвертой части франшизы, которая выходит как нельзя кстати. Отгремела так не сумевшая достичь славы предшественницы Civilization 6. Подвисли в неопределенном статусе и ожидании нового контента Humankind и Old World. Словом, сейчас самое подходящее время для какой-нибудь свежей игры, позволяющей вдоволь «Исследовать, Расширять, Эксплуатировать и Изничтожать». У Age of Wonders 4 есть почти все, чтобы занять эту нишу и на первых порах от нее очень сложно оторваться. Но.

«AOW4.exe» нэ отвычает
Прежде чем поговорить о механиках, сеттинге и других по-настоящему интересных сторонах Age of Wonders 4, придется разобраться со слоном в комнате. Да, опять. Мне скоро придется красным карандашиком обводить в календаре те дни, когда я пишу об играх, которые на релизе лишены серьезных технических проблем. Я все понимаю, разработка игр — чудовищно тяжелый процесс, а давление издателя и прочие не зависящие от разработчиков факторы никто не отменял. Я все понимаю, всегда есть надежда на патч первого дня и другие оперативные фиксы. Но когда врученная нам копия игры просто не позволяет собой насладиться, об этом нельзя не упомянуть. Так что, простите великодушно, но вас ждет очередной необходимый дисклеймер.

Предрелизная версия Age of Wonders 4 при железе значительно превосходящем рекомендованные системные требования вылетает на каждом шагу. Буквально. Игра может вылететь во время вступления в битву, победы в битве, изучении нового заклинания, применении заклинания, выборе постройки в городе, принятии решения по квесту… Короче говоря, в любой момент. Даже наградой за первую победу для меня стал очередной вылет и окошко с кодом «неизвестной ошибки», предлагающее отправить отчет в Paradox Interactive. Таких отчетов я настрочил, наверное, под сотню и дай-то бог, если они хоть чем-то помогут. Кажется, за пару десятков часов я успел пройти с этой игрой цикл «гнев-торг-депрессия-принятие» в миниатюре.

Сначала это просто раздражает.

«Ну вот, опять грузиться… Интересно, сколько прогресса я потерял? Тут, конечно, есть автосейв на каждом ходу, но за этот ход столько событий произошло… Да твою же мать, мне что, снова этот бой переигрывать?!»

Потом ты ищешь способ как-то это исправить, сторговаться с игрой.

«Может, если снизить частоту кадров и отключить объемное освещение, вылетов хотя бы станет меньше?»

Не станет. Смена графических настроек иногда позволяет пройти вылетающий раз за разом сегмент кампании, но никакого четкого паттерна в этом не обнаруживается. Так что не удивляйтесь, если представленные в обзоре скриншоты будут сильно разниться по качеству. Потом ты стараешься закрыть на это глаза. Из принципа перегружаешься, иногда по нескольку раз за ход, лишь бы продолжить играть… Этап депрессии наступил на четвертый день. Игра стала вылетать прямо из главного меню, не позволяя даже выбрать сейв.

И пока мы не отошли от кассы — что за беда у 4X-стратегий с локализациями? Ну ладно «Цивы», там просто запомоили интерфейс уродливыми русскоязычными шрифтами без оглядки на целостность эстетики — можно привыкнуть и смириться. Но тут вам рассказывают душещипательную историю о том, как в чудный мир вторглись «короли-волшебникы» (sic!), то и дело пропускают важные для понимания механик сегменты текста и даже ключевые термины иногда называют по-разному. При этом местами перевод вполне неплох, а местами — будто в виде заглушки остался переведенный роботом текст с кривыми склонениями, неправильными согласованиями и прочими приметами «промта». И да — русскоязычные шрифты привычно смотрятся не пришей виверне хвост.

Еще есть ворох графических багов и неполадок интерфейса, но они легко лечатся и игровому процессу не препятствуют. За сим о технической стороне вопроса все. Буду молиться на чудодейственный патч первого дня и постараюсь больше не возвращаться к этой теме на протяжении обзора. Что там в остальном, если закрыть глаза на проблемы оптимизации? Как приятно было бы на этом месте сказать, что продираться через все эти баги нет никакого смысла.

Но нет. Сама по себе игра очень даже крута.